«Лучшему классному руководителю, самому классному учителю с пожеланиями всего самого классного от самых классных учеников», - это шутливое поздравление адресовано Лидии Павловне Таласовой, отмечающей свой девяностолетний юбилей.
В пухлой папке, содержимое которой она любит перебирать, помимо открыток и приветственных адресов от бывших учеников хранятся ее многочисленные Почетные грамоты, Благодарственные письма и награды.
- Все это и есть вся моя жизнь, - говорит она, когда мы просим ее рассказать о себе. – Здесь каждая веха отмечена.
Три Грамоты от партии “Nur Otan”, по несколько штук от городского и областного советов ветеранов, от городского Отдела образования, от городского маслихата, значок «Отличник народного просвещения Каз ССР», - по ее личному архиву-копилке и впрямь можно ясно представить биографию бывшего учителя и многолетнего пропагандиста.
Свою первую медаль она получила в девятом классе.
- К нам в школу тогда приехала целая делегация, - вспоминает она. - Учеников выстроили в вестибюле, и торжественно вручили медали «За доблестный и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны». Получили их десять человек, хотя, как теперь понимаешь, каждый из тех, кто находился на той линейке, были достойны награды. И во время войны и после, школьники работали наравне со взрослыми.
- За парты садились в конце сентября, а то и в начале октября, - говорит она. - Летом, само собой, полив и прополка, осенью - сбор урожая. Наш колхоз специализировался на выращивании сахарной свеклы. Мы стаскивали ее в большие бурты, женщины обрубали ботву, а когда подъезжали машины с сахарного завода, забрасывали клубни на машины.
По словам ветеранки, учеников привлекали также и к уборке пшеницы, задействовали на рисовых полях - прокормить надо было не только себя, но и обеспечить фронт.
- А вот еще одна очень ценная для меня бумага, - Лидия Павловна выуживает из общей стопки Грамоту Саранского городского комитета комсомола, врученную, как сказано в ней, организатору по внеклассной работе средней школы №1 в честь 50-летия Пионерии. - Я всегда с удовольствием занималась общественной работой, и сколько себя помню, была, как тогда говорили, активисткой. Пела в хоре, организовывала мероприятия, возглавляла комсомольскую организацию, готовила лекции, выступала с политинформацией.
По ее собственному мнению, тяга к общественным наукам предопределили и выбор ею профессии.
- Физика и математика давались мне не очень, - признается она, - поэтому, поступая в учительский институт - именно так назывались тогда педагогические вузы - я выбрала факультет истории.
Первым местом ее работы стала школа № 40 в поселке Дубовка, после которой много лет она проработала в сш №1.
- Мне нравилась моя работа, я тщательно готовилась к урокам, перечитывая массу литературы, к примеру, по Древней Греции и Риму, историю которых тогда проходили в пятых-шестых классах, и эти книги, и составленные по ним конспектам сохранились у меня до сих пор.
Ее старания были замечены. Лидия Таласова давала показательные уроки для методистов республики и парторгов области. Ну а ее успехи на поприще внеклассной работы, как уже было сказано, были отмечены Грамотой горкома комсомола.
Общественно-политическую деятельность она успешно совмещала с основной работой всю свою жизнь. Одной из первых вступила в партию “Nur Otan”, участвовала в избирательной кампании Первого Президента РК Нурсултана Назарбаева, была членом совета ветеранов войны и труда, почти двадцать лет возглавляла первичную организацию ветеранов образования, занималась патриотическим воспитанием молодежи.
Кстати, на этом поприще Лидия Павловна установила и своеобразный рекорд, проработав почти до семидесяти лет.
- Когда вышла на пенсию, меня пригласили на работу в новую школу, открывшуюся на РТИ, и я согласилась, - рассказывает она. - Вела уроки, продолжала заниматься организаторско-просветительской деятельностью, моя последняя должность так и называлась: педагог - организатор-пропагандист.
- А на личную жизнь у комсомолки - красавицы и активистки времени хватало?
- У нас с мужем было трое детей, всех их прекрасно знают в городе, - говорит она. - К сожалению, сыновей уже нет в живых, Олег трагически погиб, вслед за ним ушел из жизни и Борис, сегодня я живу с дочерью Галиной, она санитарный врач.
- А муж одобрял вашу неуемную общественную деятельность?
- Он меня любил. Все наши споры неизменно заканчивались его коронной фразой: «Мамуля, я тебя люблю», - говорит она. - Конфликтов не было, потому что мы оба с утра до вечера пропадали на работе.
- А дети, дом?
- Мне в этом плане очень повезло. С нами жила папина сестра Анна Евстафьевна, у которой не было своих детей, и она посвятила себя воспитанию моих, став для них второй мамой. Благодаря ей вечером нас с мужем ждал горячий ужин, чай, выученные уроки и порядок в доме. Но не думайте, что мы совсем не занимались домашними делами и воспитанием. Еще как занимались! Но уважали мнение детей и давали им право выбора. Помню, Олег, поступив в политехнический институт, на втором курсе вдруг к учебе охладел, сессию завалил, и ушел в армию. Но потом восстановился, получил диплом, и, можно сказать, сделал неплохую карьеру, и если бы не странная авария, кто знает, каких бы высот он достиг, у него всегда была деловая жилка. Галя и Борис тоже выросли прекрасными людьми и специалистами. А теперь уже я радуюсь успехам взрослых внуков. Галиного сына, который работает терапевтом, называю даже своим личным доктором.
- Мама преувеличивает, и личный доктор ей, слава Богу не нужен, - говорит дочь Лидии Павловны Галина. - Она очень любит жизнь, и до сих пор не теряет к ней интереса. Читает газеты, перезванивается с бывшими коллегами и учениками. Иной раз сама удивляюсь ее неуемной энергии, силе, характеру, неугомонности в хорошем смысле слова. Она такая - ей нужно быть в курсе происходящего, в гуще событий. На мой взгляд, именно это и поддерживает ее, помогая сохранять бодрость духа, ясный ум и прекрасную память.
Кстати, одним из ярких воспоминаний ее детства стал разгромленный Сталинград. Как рассказывает Лидия Павловна, вместе с родителями ей пришлось проезжать город-герой сразу же после его освобождения, в феврале1943 года.
- Выйдя на перрон, мы были потрясены увиденным: от вокзала остались одни руины, на платформе сидели какие-то женщины, которые собирали пожертвования на его восстановление, - рассказывает она, - дальше стоял какой-то забор, над которым возвышались остатки развороченной стены многоэтажного дома, и на углу одного из этажей раскачивалась на ветру спинка старой кровати.
Другим моментом, поразившим ее детское воображение, стали многочисленные дымки, идущие из подвалов разбитых зданий, словно из-под земли.
- Что это? -спросила она у родителей, и отец ответил, что это дымят костры и печки-буржуйки, -говорит она. - Это удивительно, но оказалось, что жители вернувшиеся в город буквально сразу же после его освобождения, и сразу же принялись за разбор завалов и восстановление зданий. Меня это тронуло до глубины души. До сих пор перед глазами стоят и эта раскачивающая спинка, и курящиеся остовы домов. И своим детским умом я поняла всю глубину трагедии этих людей, которым некуда было податься, и их мужество, силу духа.
Впоследствии, по словам Таласовой, она не раз рассказывала эту историю ученикам и студентам в классах и аудиториях, замечая, что столь же сильное впечатление она производит и на присутствующих.
- День Победы в нашей семье всегда был главным праздником, пронзительным, горьким и светлым одновременно, - говорит она, - фронтовиком был мой муж, воевали младшие сестры и братья моих родителей, многие из которых сложили там свои головы. В преддверии этой великой даты желаю всем такого же мужества и силы духа, которые были присущи героям Великой Отечественной, и желаю им жить в мире без войн.
Татьяна
ЛЕБЕДЕВА