Сегодня: 24.07.2024
Регистрация: в Министерстве информации и коммуникаций Республики Казахстан. Свидетельство №16307-Г от 18.01.2017 года (номер и дата первичной постановки на учет №869-Г от 16.09.1999 года)

Спустя почти 30 лет после провозглашения суверенитета мы с уверенностью и чувством гордости твердо можем утверждать, что Казахстан является равноправным и уважаемым членом международного сообщества и обладает всеми признаками состоявшейся государственности. В этих успехах страны ключевая роль принадлежит Первому Президенту Республики Казахстан – Елбасы Нурсултану Назарбаеву.

В этой статье я впервые хотел бы дать личную оценку роли и титаническому труду Елбасы в становлении и развитии основ современной казахстанской государственности. Это нелегкая задача, но тем не менее попытаюсь охватить главные моменты, судя о них как юрист и соратник Первого Президента, которому было оказано доверие принимать участие в историческом процессе, длящемся с конца двадцатого столетия и продолжающемся по сей день.

Следует отметить, что стабильная и поступательная эволюция республики во многом связана с введением президентской формы правления. Реальное становление Казахстана в качестве суверенного государства имеет точкой отсчета 24 апреля 1990 года. Именно в этот день состоялось учреждение поста Президента страны, и на него был избран Нурсултан Абишевич Назарбаев.

Истинный патриот своего народа и страны, опытнейший политик со складом ума креативного ученого, руководитель-практик высшего уровня на то время всесоюзного масштаба, он обладал даром системного предвидения и максимально отточенными управленческими навыками. При этом прекрасно знал о состоянии дел во всех ячейках казахстанского государства и общества: в экономике, внутренней и внешней политике, тонко ощущал самочувствие казахстанцев.

Имел четкие представления о том, что, как и когда нужно сделать для вывода Казахстана из системного кризиса, к тому же в условиях грядущего развала Советского Союза. Прекрасно ориентируясь в мировой истории и политике, постоянно пополняя свои знания о действиях лидеров и правительств, недавно обретших государственную независимость стран, внимательно изучая примеры эволюции высокоразвитых государств, а также политического и экономического транзита в лагере демократичес­кой трансформации, он сформировал четкие представления об истинно казахстанском пути глубокой и масштабной многовекторной модернизации.

Несмотря на то что Нурсултан Назарбаев вышел из коммунис­тической эпохи, благодаря духу новаторства он был и остается приверженцем современных ценностей экономических, политических и социальных отношений. В их числе существование различных форм собственности и их равенство, особая роль государства в жизни общества и разделении властей, политичес­кий и социальный плюрализм, верховенство Конституции, прав и свобод человека и многие другие.

Преодолев все трудности, Елбасы удалось осуществить радикальные перемены и обеспечить курс, направленный на экономическое и социальное процветание государства при соблюдении конституционной законности. Об этом наглядно свидетельствует новейшая история.

Вступление Казахстана в эпоху государственной независимости объективно востребовало новую правовую систему, основанную на во многом иных, чем ранее, конституционных ценностях.

В течение последней четверти ХХ столетия в Казахстане прак­тически с чистого листа были написаны все базовые законодательные акты.

Первой из конституционных актов, заложивших основы общественного и государственного строя, явилась Декларация о государственном суверенитете Казахской ССР от 25 октября 1990 года. В ней Казахская ССР определена как суверенное государство, принимающее меры по охране, защите и укреплению национальной государственности.

1 декабря 1991 года состоялись первые прямые президентские выборы. Волею народа Нурсултан Назарбаев получил право определять политику и проводить ее от имени всех казахстанцев.

В качестве своеобразной «предконституции» или «малой конституции» 16 декабря 1991 года Верховным Советом был принят исторический Конституционный закон «О государственной независимости Республики Казах­стан». Это был первый в истории нашей страны конституционный закон. Его принятие открыло процесс международного приз­нания Республики Казахстан. Он стал конституционным пас­портом молодой независимой страны, по которому Казахстан стали принимать в международное сообщество равноправных мировых игроков.

С самого начала конституционно-правовая политика Лидера страны была направлена на укрепление основ государственности при широком учете общепризнанных ценностей и национальных традиций. Теоретически разумная и прагматически взвешенная позиция Первого Президента – Елбасы позволили Казахстану избежать свойственной для большинства опьяненных независимостью стран болезни – от устремлений использовать Конституцию в качестве способа силового подавления неугодной части общества.

Ключевые составляющие конс­титуционной идентичности Казахстана, отправные начала и принципиальные ориентиры эволюции страны определились на всенародном референдуме 30 августа 1995 года, на котором была принята действующая Конс­титуция Республики.

Действуя строго в конституционно-правовом пространстве, Нурсултан Абишевич оказывал ключевое позитивное влияние на все составляющие конституционно-правовой политики.

Разрабатывая конституционно-правовую политику и осуществляя ее, Елбасы всегда был твердо убежден в непреходящей ценности Конституции, конституционализма и свою убежденность постоянно доказывал личным примером.

Работая на должностях председателя Сената Парламента, председателя Верховного суда страны, Генерального прокурора, в Администрации Президента, а ныне – председателя Конституционного совета, я регулярно слушал выступления Елбасы на рабочих встречах, совещаниях. Информировал Первого Президента о деятельности судебной системы, органов прокуратуры, Сената и Конституционного совета, получал поручения относительно путей совершенствования судов, правоохранительных органов и законодательного процесса.

Всегда удивлялся, насколько человек, довольно далекий по образованию и призванию от юридической сферы, досконально владеет системными представлениями и детальными знаниями по конституционной и правовой тематике. Комплекс­но видит все кирпичики здания правового государства и его фундаментов в виде прав и свобод человека и гражданина, экономической основы отношений, гражданского общества, политической надстройки. Демонстрирует свои знания, формулирует позицию, доводит до сведения специалистов и нередко отстаивает в напряженных дискуссиях с оппонентами.

Являясь Личностью-Эпохой для своей страны и всего мира, он выделяется непревзойденной ответственностью перед нынешним и грядущими поколениями.

Елбасы возглавил республику в сложный переходный период. Экономический кризис, потеря определенной частью общества ценностных ориентиров, разгул преступности, коррупция тормозили принятие кардинальных мер, связанных с созданием базовых основ новой общественно-экономической формации, адекватных ей рыночных институтов, правовой и судебной систем.

Пути решения этих проблем находились на личном контроле Главы государства, который в так называемом режиме «ручного управления» координировал данный процесс. Вспоминаю, как с учетом ситуации в 1999 году Президент республики создал и возглавил Оперативный штаб, куда вошли первые руководители правоохранительных и иных государственных органов. Заместителем назначил меня. Ежемесячно, а порой и чаще проводились заседания штаба, на которых обсуждались и принимались действенные решения по актуальным проблемам.

Особое внимание уделялось предупреждению фактов коррупции. С учетом положительного опыта зарубежных стран была сформирована новая антикоррупционная политика с акцентом на превенцию правонарушений.

Устранение экономических и социальных причин, оптимизация разрешительных функций госорганов, пересмотр приоритетов в борьбе с преступностью позволили улучшить ситуацию, повысить эффективность деятельности правоохранительных органов и укрепить гарантии конституционных прав и свобод граждан.

Полностью владея конституционной материей, Елбасы занимал ключевую позицию, определяя главные ценности, идеи и положения Конституции, оказывал решающее влияние на формирование концептуальных конструкций, вплоть до написания текстов отдельных норм. К слову, в ходе работы над проектом Конс­титуции РК 1995 года Первый Президент буквально с ручкой в руке изучил и законспектировал 20 зарубежных конституций.

Многие его подходы вносят вклад в развитие науки конс­титуционного права. Учеными-правоведами, политологами выделяются области доктрины конституционного права, в которых выводы Елбасы оказали решающее влияние на развязывание тугих узлов противоречий между различными группами ученых и индивидами.

За прошедшие 25 лет отработан и утвердился президентский формат конституционного процесса – разработки проектов и принятия Конституции, а также проведения последующих конституционных реформ. В его основу заложено максимально бережное отношение к Основному закону, обеспечение его стабильности и динамичности. Вторжение в его текст допускается только при особой необходимости, присутствии серьезной аргументации, разъяснении ожидаемых последствий и возможных рисков и так далее.

Каждая из реформ Конституции 1995 года непосредственно связана с эволюцией казахстанского общества, они проводились максимально обоснованно и своевременно. С учетом реалий конкретного времени она подвергалась корректировкам в ходе проведенных конституционных реформ 1998, 2007 и 2017 годов и точечным корректировкам в 2011 и 2019 годах.

Президентский формат непременно включает проведение глубокой и масштабной народной экспертизы, участие как можно большего числа казахстанцев в конституционном процессе. Этот процесс также всегда включает особую роль зарубежных ученых и специализированных международных и иностранных организаций.

По поручению Елбасы впервые по проекту Закона от 10 марта 2017 года «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Рес­публики Казахстан» было запрошено заключение Венецианской комиссии. Наиболее авторитетный специализированный орган, объединяющий признанных в мире профессионалов в области конституционного права, высказался весьма положительно о конституционной эволюции Казахстана.

На завершающем этапе конституционного процесса политика как бы отодвигалась на второй план, законопроект готовился именно специалистами-юрис­тами. И здесь гарантом невмешательства политики в право, а следовательно, и обеспечения будущего качественного конс­титуционного правоприменения также выступал Первый Президент.

Увязать воедино, совместить по целям, содержанию, очереднос­ти, формам, средствам и исполнителям все кирпичики здания казахстанского конституционализма во многом стало возможным посредством учреждения и активизации Нурсултаном

Назарбаевым уникальной сис­темы государственного планирования. Ее основу составляют ежегодные Послания народу Казахстана, стратегии, концепции и другие документы.

Новейшим актом, в соответствии с которым в настоящее время реализуется заложенная в Стратегию «Казахстан-2050» концепция вхождения нашей страны в число 30 наиболее развитых государств мира, является утвержденный президентским указом Стратегический план развития республики до 2025 года.

Тесное взаимодействие между общественными и правовым компонентами политики проявилось в работе по Пяти институциональным реформам, выдвинутым Первым Президентом в марте 2015 года.

Наивысшей методологической, политической, мировоззренчес­кой, идейной и патриотической насыщенностью выделяются основанные на Конституции РК две стратегии долгосрочного развития: действующая «Казахстан-2050» и выполненная «Казахстан-2030». Благодаря им соблюдается преемственность в эволюции государства и общества на различных исторических этапах.

Нашими многими именитыми коллегами-юристами из стран ближнего и дальнего зарубежья весьма положительно оцениваются итоги целенаправленной системной эволюции сферы права. Основные направления этой работы были заложены в Государственной программе правовой реформы в Республике Казахстан 1994 года. Ее преемницей стали концепции правовой политики от 2002 и 2009 годов.

Как гарант Конституции Президент РК наделен полномочиями по использованию ресурсов Конституционного совета.

Елбасы неоднократно ставил перед органом конституционного контроля вопросы, требующие принципиальных ответов.

Всего же Первый Президент – Лидер нации обращался в Конс­титуционный совет 23 раза.

Нурсултан Назарбаев требовал и получал от совета информацию о состоянии конституционной законности в стране, встречался с его председателем и членами, посещал Конституционный совет и обсуждал вопросы пропаганды и разъяснения положений и норм Основного закона.

Приверженность Елбасы конс­титуционализму, заявленному им еще на заре независимости, нашла свое непоколебимое подтверждение в состоявшейся в 2019 году передаче верховной власти.

Прежде чем сложить с себя полномочия действующего Главы государства, он обратился в Конституционный совет за дачей официального толкования пунк­та 3 статьи 42 Конституции РК в части перечня оснований досрочного прекращения полномочий Президента РК. Совет подтвердил, что из конституционного статуса Президента Республики Казахстан вытекает его право на прекращение полномочий согласно собственному волеизъявлению, которое является самостоятельным основанием досрочного прекращения полномочий.

9 июня были проведены внеочередные выборы, на которых Президентом Республики Казахстан избран Касым-Жомарт Токаев.

Переход полномочий Главы государства, внесение изменений в Конституцию и внеочередные выборы Президента состоялись в строгом соответствии с требованиями Конституции и Конституционного закона «О выборах в Республике Казахстан».

19 марта 2019 года в своем обращении к нации Нурсултан Назарбаев заявил в том числе следующее: «Как основатель независимого казахстанского государства вижу свою будущую задачу в обеспечении прихода к власти нового поколения руководителей, которые продолжат проводимые в стране преобразования».

При анализе исторической миссии Первого Президента уместны слова известного ученого Джона Шаара, который утверждал: «Будущее – это не то, куда мы едем, а то, что мы создаем. Дороги следует не искать, а строить. Сам процесс строительства меняет как самого творца, так и его судьбу». Суть данного высказывания во многом соотносится с созидательной деятельностью Елбасы, который с нуля формировал будущее суверенного Казахстана.

В прошлом году на IV совещании спикеров парламентов стран Евразии Нурсултан Абишевич сказал: «В качестве Первого Президента страны мне выпала огромная честь почти 30 лет создавать государство, управлять страной под названием Республика Казахстан. Столько лет народ доверял мне управлять, вести страну по неизведанному пути. Управляя столько времени, я самостоятельно принял решение о сложении полномочий, специально принятым законом я наделен полномочиями Лидера нации и Первого Президента, что и сейчас исполняю».

Думается, что благодаря именно особому вниманию Первого Президента к конституционализму и соблюдению конституционной законности, его преклонению перед Основным законом Елбасы доверено пожизненно возглавлять Совет безопаснос­ти Республики Казахстан и входить в состав Конституционного совета.

Окончательное утверждение государственной независимости и суверенитета Казахстана над своей территорией, территориальной целостности страны и верховенства Конституции было осуществлено Елбасы также посредством политико-юридического оформления государственных границ с соседними странами: Китаем, Кыргызстаном, Россией, Туркменистаном и Узбекистаном. В основе решения этих сложнейших вопросов лежало требование Лидера нации Нурсултана Назарбаева разрешать все возникающие спорные позиции на основе международного права, с одной стороны, в духе дружбы и доверия – с другой. В настоящее время Казахстан ни с кем не имеет территориальных споров.

Елбасы всегда внимательно отслеживал и эффективно решал вопросы и внутренней политико-территориальной организации государства.

Первый Президент в сжатые сроки провел комплексную реформу административно-территориального деления Казахстана. В 2018 году Южно-Казахстанская область была переименована в Туркестанскую, а ее админист­ративный центр перенесен из Шымкента в Туркестан. Учреж­дение Туркестанской области, принятие Концепции генерального плана по развитию города Туркестана способствует становлению региона и города как культурно-духовного центра тюркского мира.

Первым Президентом было учреждено рождение новой столицы Казахстана. Она стала локомотивом экономики, драйвером развития, местом проведения крупных форумов, призванных внести вклад в укрепление региональной и глобальной безо­пасности.

Уверен, придание столице нового имени – Нур-Султан – полностью отвечает идеалам справедливости, соответствует ценностям, положениям и нормам действующей Конституции, а также чаяниям большинства казахстанцев.

Резюмируя сказанное, можно однозначно сделать следующий вывод. За годы независимости Первый Президент Республики Казахстан – Елбасы Нурсултан Назарбаев стал мощным консолидирующим общество конституционным и фактическим гарантом уверенного роста Казахстана по восходящей в условиях прочного режима конституционной законности. Нам предстоит большая работа на пути достижения стратегической цели по вхождению в число 30 самых развитых стран мира. В этом направлении Елбасы играет и будет играть определяю­щую роль.

kazpravda.kz