Областная специальная школа-интернат № 9 города Сарани в прошлом году отметила свое 55-летие. Практически все жители города знают эту школу, но мало кто подозревает, что школа-интернат № 9 живет особой жизнью - интересной, насыщенной.
Действительно, жизнь здесь бурная, интересная, полная радостей, успехов и побед. Побед в конкурсах, олимпиадах, соревнованиях, побед над трудностями и проблемами, побед над самим собой.
В этом мы убедились, побывав в школе на Дне открытых дверей, который состоялся 13 февраля. «Создание образовательной среды для социальной и профессиональной адаптации воспитанников специальной школы- интерната» - такова была тема дня.
Гостями школы-интерната были директора колледжей, специальных и общеобразовательных школ Караганды и Сарани, преподаватели, социальные педагоги.
С приветственным словом к гостям обратились Л. Гавриленко - главный специалист управления образования Карагандинской области и директор школы-интерната № 9 С. Бесжигитова.
Сидящие в зале ожидали от директора рассказа о школе, школьных делах, но прибегает мальчуган и зовет директора срочно к телефону. Все удивлены. Но, оказывается, все так и задумано.
Салтанат Тулегеновну якобы «вызывают к телефону». Она уходит, а дети сами начинают рассказ о своей школе.
Они приглашают всех в свой гостеприимный дом и говорят, что их школа - это неповторимое государство, особый мир, это - радости и печали, чудеса и традиции.
Дети рассказывают о своей школе, выстраивая её кирпичиками разного цвета, вложив в этот проект частичку своего тепла.
Кирпичик белого цвета - это знания. Как каждый дом имеет фундамент, так и знания являются фундаментом будущей жизни. С любовью они говорят о своих учителях, которые передают им знания.
Следующий кирпичик, который выносят дети - это они сами. Он желтого цвета, потому что дети похожи на солнечные лучики.
Они рассказывают о своих талантах, победах в конкурсах и спортивных соревнованиях. И им есть о чем рассказать и чем гордиться. Ведь за последние 7 лет воспитанники школы стали призёрами открытых соревнований Специальной Олимпиады России по лёгкой атлетике, проведённой в Республике Марий Эл, где участвовали команды 6 стран.
В 2012 году на международных соревнованиях в Узбекистане по художественной гимнастике заняли первое место. В этом же году – 1 место по флорболу в республиканском турнире.
В 2013 году в областных соревнованиях по конькобежному спорту - 1 место. В мае этого же года в республиканском турнире по футболу мальчики заняли второе место. В апреле 2014 года на международных соревнованиях по флорболу в Австрии заняли 4 место среди 32 команд из 18 стран.
В январе 2019 года прошел областной открытый турнир по бадминтону среди спортсменов с особыми потребностями по программе «Спешиал Олимпикс».
Победителями и призерами стали: Николай Кротенко - 1 место, Полина Суханова - 3 место.
В мае 2019 года в городе Нур-Султан состоялись III паралимпийские старты Фонда Первого Президента Республики Казахстан – «ЖЕҢІСТЕРГЕ БІРГЕ» - «ВМЕСТЕ К ПОБЕДАМ». За честь школы – интерната в состязаниях по плаванию успешно выступил Николай Кротенко.
21-22 февраля 2020 года в г. Каркаралинске состоялась областная лыжная гонка среди детей и молодежи с ограниченными возможностями. Ребята из школы-интерната Н. Кротенко, В. Нелюбов, С. Кирюшкин, В. Абрамов приняли участие в состязаниях и заняли 3 место в личном первенстве в эстафете 4 по 500 метров.
Следующий кирпич - зеленого цвета, называется он «Гордость школы – её выпускники».
Зеленый цвет символизирует лидерство, людей, которые стали успешными в своей жизни. Выпускники школы Анна Спиридонова, Гульдана Шанбаева и Фридрих Герцох рассказывают о своих успехах. Они получили специальное образование, овладели несколькими профессиями, успешно работают, а некоторые из них даже открыли собственное дело.
Не многие знают, что Марат Жыланбаев – выпускник школы. Сейчас ему 52 года, он гражданин Казахстана, выдающийся супермарафонец. Первый и единственный атлет в истории человечества, в одиночку пробежавший крупнейшие пустыни Азии, Африки, Австралии и Америки. Установил несколько мировых рекордов, семь из них занесены в Книгу рекордов Гиннесса.
Члены родительского комитета школы вкладывают в здание свой фиолетовый кирпич и добавляют: «Поверьте, нам совсем «не фиолетово», что происходит в школе». Действительно, они являются активными участниками и помощниками во всех делах.
Педагоги дополнительного образования приносят оранжевый кирпич и поясняют: «Оранжевый – цвет вдохновения, активной жизненной позиции и мира увлечений.
Он существует – этот сказочный мир увлечений, которому каждый человек посвящает часы своего времени. С пользой проведённое время обогащает чувства, мысли, дарит радость».
Тому подтверждение - призовые места в республиканских, областных, городских выставках технического творчества, детского художественного творчества: призовое место в областном фестивале спорта и творчества детей-инвалидов «Лучик Надежды», в конкурсе «Жеке би» получили Гран-при, в конкурсе «Топтық би» - 2 место, в конкурсе «Көркем сөз» завоевали Гран – при, 2 и 3 места.
Следующий кирпичик - синего цвета в здание школы вкладывают социальные партнёры. Этот кирпич символизирует справедливость, надежность и исполнение желаний.
Социальными партнерами школы являются благотворительный фонд «Аяла», ТОО «Kazcentrelektroprovod», ТОО «Astyk Alem», индивидуальные предприниматели города Сарани, ТОО «Оптимальный», Дом культуры города Сарани, библиотеки семейного чтения, колледжи города и области, молодежный центр здорового образа жизни, волонтеры, этнокультурные центры, совет ветеранов труда, отдел обороны г. Сарани, воинская часть, музеи и библиотеки г. Караганды.
Итак, заложен фундамент, возведены стены, а что будет защищать дом от дождя и снега, палящего солнца? Конечно, крыша.
Воспитанники вносят крышу красного цвета - цвета огня. Они объясняют, что красный цвет выбран не зря.
Именно с большим, ярким огнем в сердце должны быть люди, которые руководят школой.
Они всегда идут в ногу со временем и ведут за собой большой школьный коллектив.
Итак, стройка закончилась. Дети говорят директору: «Посмотрите, какой дом у нас получился. Дом, в котором живут мудрость, дисциплина, здоровье, взаимопомощь. В нём царят чистота, совесть, музыка, любовь и дружба».
А Салтанат Тулегеновна с улыбкой добавляет: «Мы всегда рады видеть вас в стенах нашей доброй и уютной школы».
Гостей приглашают в трудовые мастерские. Здесь старшеклассники демонстрируют свои навыки работы на фрезерных станках. Учащиеся 9 класса овладели приемами изготовления молотка. Учитель трудового обучения С. Волгин рассказывает, что им была написана авторская программа для детей с ограниченными возможностями. Сейчас дети уже хорошо владеют станками. Вся продукция, изготавливаемая в мастерских, используется для нужд интерната.
В. Хлебников - учитель трудового обучения: «Более 10 лет назад у нас был открыт новый профиль - «Каменное дело». Каменщики сейчас востребованы везде. В Караганде есть колледж, который готовит специалистов по данной профессии. Мы в школе создали новую мастерскую, оснастили её инструментами, материалами. Я разработал авторскую программу и рабочую тетрадь по каменному делу, изготовил комплект тематических плакатов по профилю. Каменному делу научиться не трудно, главное - научиться правильно укладывать раствор. Учащиеся учатся изготавливать простые конструкции, но я стараюсь давать им задания повышенной сложности. Сегодня ребята будут выкладывать достаточно сложную арочную конструкцию».
В столярной мастерской ученики десятого класса работали над изготовлением деталей пуфа.
Рассказывает К. Фролов - учитель трудового обучения: «Мною была разработана программа по этому профилю для детей школы-интерната. Она была одобрена в УМЦ. Сейчас мы занимаемся изготовлением корпусной мебели. Это очень интересно детям. Они с удовольствием работают, думают о продолжении обучения в Карагандинском колледже на отделении «Мебельное дело». У каждого из ребят имеется личное досье - портфолио, где кроме характеристики собраны материалы, фотографии, видео, подтверждающие их умения и результаты их работы. Всё это пригодится им при поступлении в колледж».
Кстати, практически вся мебель в школе-интернате изготовлена в этой мастерской руками учителей и детей.
В большом зале на первом этаже мы смогли побывать в творческой мастерской, где дети с педагогами показали нам мастер-классы. Какими только техниками они не владеют! Это и плетение цветов из синельной проволоки, и роспись по ткани, и изготовление панно и изделий из фетра, и джутовая филигрань. Дети при нас изготовили игрушки из помпонов, из зефирной полимерной глины, игрушку-антистресс «Слайм», оформили аксессуары для волос в технике «Канзаши» и картины в технике «Кинусайга», из кожи делали брелоки, а из бросового материала - закладки для книг. Впечатления настолько потрясающие, что гости ходили по залу и только удивлялись. Мастерство детей и педагогов вызывает восхищение! Насколько продуманы все детали, с какой аккуратностью сделаны!
Затем гости группами разошлись на мини-уроки.
На них были представлены занятия: «Нетрадиционное рисование. Техника «по подобию» (И. Хасенова), «Плетение из кожи» (Н. Касымов), «Мир вокруг нас: «Зимний огород», «Происшествие в стране дорожных знаков» (З. Максатбаева, Л. Лиханова), изготовление картины «Алые паруса» в технике пластилинографии (Е. Шмелёва), «Изготовление рамки под фотографию» (Т. Насекина), изготовление композиции «Деревья зимой» (Ф. Баймагулов), кружок «Юный эколог» (Л. Тугельбаева, Т. Радова).
Следует отметить, что вся работа коллектива по развитию личности ребенка с особыми потребностями в обучении - это кропотливый, сложный каждодневный труд. Потому что раскрыть внутренние цели и желания ребёнка, его творческие возможности, воспитать его социально адаптированным, научить жить его в мире реальности - всё это становится возможным при условии единой стратегии воспитательного и учебного процесса всего коллектива. Эта работа прослеживается во всем: достижениях, уроках, занятиях, отношениях между детьми и педагогами.
И в заключение мы побывали на «Веселой ярмарке» - феерическом представлении, которое подготовили дети и педагоги школы. Ярмарка-праздник в стиле русских гуляний. На ярмарку съехались купцы со всех сторон. Привезли товары - деревянные игрушки, сладости, калачи да блины, сапоги да сарафаны. Перемеживается представление частушками, задорными песнями, играми, шутками да прибаутками. Как обойтись без весёлых скоморохов? Остроумный Тимошка так и сыплет шутками. Чудесные костюмы, изготовленные педагогами и учениками, подчеркивают колорит народного гулянья. А какие артисты наши дети! Они не просто играют, а живут на сцене.
Спектакль заканчивается под бурные аплодисменты зрителей. Отзывы о семинаре самые восторженные. Это признают представители управления образования Карагандинской области. Поступило предложение провести республиканский семинар на базе школы-интерната № 9.
Светлана Каримова