В настоящее время внедрение инклюзивного образования является одним из приоритетных и актуальных вопросов. О том, какая работа ведется в данном направлении в общеобразовательной школе №13 поселка Актас мы беседуем с координатором инклюзивного образования Валерией КОБЗЕВОЙ:
- Валерия Владимировна, как ведется развитие инклюзивной практики в школе?
- Одним из направлений стратегии развития школы с 2016-2019г. является обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Сюда включается создание инклюзивной культуры, разработка инклюзивной политики, развитие инклюзивной практики.
На начальном этапе было множество слабых сторон: это нехватка специалистов службы психолого-педагогического сопровождения, в первую очередь учителя-логопеда, учителя-дефектолога, недостаточная профессиональная готовность кадров, нормативная база документов по обучению детей с особыми образовательными потребностями, материально-техническая база. Но вместе педагоги школы вышли на хороший уровень.
В рамках данного направления формируется база нормативных документов, регламентирующих организацию инклюзивного образования.
В ходе повышения квалификации педагоги узнали как эффективно работать с детьми с особыми образовательными потребностями. Это касается и интеграции в общество и социальной адаптации.
По разработанному перспективному графику прохождения курсов повышения квалификации в рамках инклюзивного образования сотрудниками школы на 2016-2020 годы курсы прошли 34 педагога. Это 89,5%.
- Что это были за курсы? В чем их польза и эффективность?
- Данные курсы содержали всю необходимую информацию для педагогов, работающих с детьми с особыми образовательными потребностями. Была рассмотрена нормативно-правовая база, методологические основы инклюзивного образования в Казахстане и зарубежных странах. Педагоги более подробно изучили особенности каждой категории детей, причины нарушений их учебной деятельности, методы коррекционно-развивающего обучения по обновленной программе, воспитания, социализации и их адаптации. Кроме этого изучались профессии, в которых учащиеся с особыми образовательными потребностями могут себя найти и самореализоваться.
У педагогов были сформированы навыки взаимодействия всех участников системы обучения и воспитания, управлению образовательным процессом: родители, учителя, специалисты службы психолого-педагогического сопровождения (логопед, дефектолог, психолог, социальный педагог, медицинский работник), учащиеся.
- Как в школе организована работа в рамках инклюзивного образования?
- У нас обязательно ведется мониторинг инклюзивного образования по различным критериям и показателям. Учитываются и количество детей с особыми образовательными потребностями, а также обучающихся на дому, педагогов и специалистов, прошедших курсы повышения квалификации по инклюзивному образованию, а также кадровое обеспечение инклюзивного образования, материально-техническая база и оснащение.
Кроме этого, организована работа службы психолого-педагогического сопровождения. Работа данной службы регламентируется различными нормативными документами. Служба укомплектована следующими специалистами: педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник, учитель-дефектолог, логопед. Всеми специалистами службы разработаны и реализуются планы работы по сопровождению инклюзивного образования, индивидуальные программы психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями. Ведется мониторинг показателей здоровья, социальной адаптации, психического развития.
Также разработана и утверждена тематика психолого-медико-педагогических консилиумов, программа психолого-педагогических семинаров.
- Каковы направления деятельности данной службы?
- Одно из направлений службы психолого-педагогического сопровождения - консультирование учителей. В рамках сопровождения педагогов, реализующих инклюзивную практику в работе с детьми с особыми образовательными потребностями проводятся различные заседания, мастер-классы, коучинги, тренинги, семинары, конференции, выступления на методических объединениях, индивидуальные консультации педагогов по вопросам обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями.
Конечно, педагоги нашей школы делятся накопленным опытом в своих статьях и пособиях.
Наша школа является стажерской площадкой. К нам прикреплены две общеобразовательные школы города Сарани, так называемые магнитные школы. Работа с магнитными школами ведется по аналитико-статистическому, консультативно-просветительскому направлениям деятельности. В рамках направления инклюзивного образования по запросу магнитных школ организована работа городского семинара «Возможности инклюзивного образования. Организация работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности». В рамках Дня открытых дверей организована работа семинара «Школа - пространство мыслей и творчества для будущего». В ходе данного семинара были показаны мастер- классы учителей начального звена, учителя-логопеда и учителя-дефектолога методы коррекционных пауз во время уроков.
Для обеспечения условий и успешного взаимодействия семьи и школы в осуществлении комплексного подхода к воспитанию ребенка с особыми образовательными потребностями проходят родительские собрания.
На собраниях оказывается профессиональная помощь в вопросах воспитания, в решении возникающих проблем. Это и способы взаимодействия с ребенком, приемы и методы его воспитания и обучения, и обучение родителей использованию элементов коррекционно-развивающей работы, формирование навыков оказания помощи детям при выполнении домашних заданий, и профилактика эмоционального выгорания, и обучение методам преодоления негативных последствий стресса, и повышение стрессоустойчивости.
- Валерия Владимировна, как проводятся занятия для детей с особыми образовательными потребностями, а также внешкольные занятия?
- Для индивидуализации процесса обучения педагогами разработаны и реализуются индивидуальные программы психолого-педагогического сопровождения для детей с особыми образовательными потребностями, проводится отбор и адаптация программного материала. На уроках реализуется индивидуальный и дифференцированный подходы, используются специальные методы и приемы, облегчающие усвоение знаний. Это различные мнемотехнические техники - смысловые единицы, карты памяти, карты понятий, памятки и инструкционные карты, широкая опора на наглядность, предметно-практическую деятельность, игровые приемы. Также используются специальные задания для коррекции и развития когнитивной сферы учеников. Большое внимание уделяется развитию мотивации, формированию социальной компетенции детей.
Помимо уроков и коррекционных занятий, дети с особыми образовательными потребностями посещают занятия музыкального, художественно-прикладного отделения Детской школы искусств г. Сарани, работающего на базе школы, а также спортивные секции. Участвуют в различных творческих конкурсах, фестивалях. Нами налажено сотрудничество с социальными партнерами в области здравоохранения и образования: ЧУ «Международная Бизнес – Академия», Карагандинским экономическим университетом Казпотребсоюза,Саранским гуманитарно-технический колледжем им. Абая Кунанбаева, Карагандинским колледжем питания и сервиса, Детским молодежным центром «Дом дружбы» и многими другими.
Для совершенствования материально-технической базы оборудован кабинет педагога-психолога. Это специально оборудованное отдельное помещение для проведения диагностической, коррекционно-развивающей и консультативной работы специалистов. Кабинет разделен на определенные зоны: уголок логопеда, где есть большое настенное зеркало, магнитная доска, ноутбук, дидактический материал, различные пособия, учебные пособия, материалы для постановки и коррекции звуков; кабинет ЛФК, двигательная зона рабочего кабинета обеспечивает соблюдение режима двигательной активности для проведения подвижных упражнений, игр и нейрокоррекции. Приобретены стенды «Инклюзивное образование» для наглядного размещения материалов для родителей и педагогов. Также в школе есть пандусы, поручни, тактильная разметка, крючки для трости, адаптированная гигиеническая комната.
Таким образом, в нашей школе создаются условия для реализации психологических возрастных и индивидуально-личностных возможностей учащихся.
Оказывается комплексная психолого-педагогическая помощь учащимся, испытывающим трудности в обучении и развитии. Повышается психологическая компетентность всех участников образовательного процесса в развитии и проектировании развивающей образовательной среды школы. Ведется мониторинг психического развития, социальной адаптации, отслеживаются показатели здоровья, а также контроль за усвоением программного материала.
- Спасибо за беседу!
Беседовала Надежда ЦХАЙ