Сегодня: 02.05.2024
Регистрация: в Министерстве информации и коммуникаций Республики Казахстан. Свидетельство №16307-Г от 18.01.2017 года (номер и дата первичной постановки на учет №869-Г от 16.09.1999 года)

Принцип светскости государства — это один из основополагающих принципов построения и функционирования современного правового государства в большинстве стран мира. Согласно индексу режимов государственно-конфессиональных отношений, из 197 государств 12 являются религиозными, 60 — государствами с официальными религиями, 5 — государствами с антирелигиозной идеологией, 120 государств закрепили принцип светскости на законодательном уровне. Каждое из этих государств по-своему понимает и трактует принцип светскости, исходя из особенностей сложившейся религиозной ситуации и общественного дискурса о месте и роли религии в публичном пространстве.

Общеизвестно, что понятия «светскость» и «секуляризм» формируются и развиваются под влиянием исторических, социально-политических, экономических и культурных особенностей каждого общества.

В средние века, как на христианском Западе, так и на мусульманском Востоке, религиозные институты подчинили своему влиянию все сферы жизни общества, которые стали контролироваться религиозными догмами. Однако клерикализация, то есть стремление церкви к полному доминированию над государством,  постепенно стало наталкиваться на все более усиливающееся противодействие крупных светских феодалов, городов и зарождающегося капитализма в Западной Европе, что в XVI в. привело к Реформации.

Родоначальником этого движения - профессором богословия Мартином Лютером впервые была выдвинута идея светского государства, целью создания которого, по его мнению, должно было стать освобождение церкви от «мирских забот». В дальнейшем, по мере развития наук, капиталистических отношений и все большей утраты авторитета католической церковью претерпевало изменение и самое понятие светскости. Так, в XVIII в. в трудах философов эпохи Просвещения светскость стала выражаться в полном отделении церкви от государства. Свое практическое воплощение эти идеи получили в ходе Великой Французской и Американской буржуазной революций. В частности в 10 статье «Декларации прав человека и гражданина» Франции 1789 года  впервые были юридически закреплены принципы светскости государства, которые устанавливали запрет на преследование за религиозные взгляды и убеждения. В том же 1789 г. в США был принят «Билль о правах», внесший в 1791 году поправки к Конституции США, первой из которых явилась «Свобода слова, свобода религии, свобода прессы, свобода собраний, право на подачу петиции. Запрет на установление официальной государственной религии».

На протяжении следующего столетия под влиянием этих двух исторических документов сформировались две основные модели светскости, основанные на французском лаицизме (устранение влияния религии в сфере государственного управления) и англо-саксонском секуляризме (нейтралитет государства в вопросах религии). В течение XX века на основании этих моделей сформировались классический, индифферентный и преференциальный типы светскости государства.

Классический тип (Франция, Канада, Россия и пр.) характеризуется широким сотрудничеством государства с религиозными объединениями. Партнерские отношения государства и религиозных объединений в рамках этого типа светскости способны, с одной стороны, позитивно влиять на развитие общественных отношений, а с другой – упреждать межэтнические и межконфессиональные конфликты.

Индифферентный тип (США, Великобритания, Япония, Китай и пр.) отражает активное стремление государства дистанцироваться от всех религиозных объединений и создание неформального запрета на любое проявление предпочтения какой-либо религии.

Преференциальный тип (Польша, Италия, большинство стран Латинской Америки и пр.) предполагает особое отношение государства к одной или нескольким религиозным объединениям, что, как правило,  обусловлено их тесной исторической связью.

После распада Советского Союза Республика Казахстан взяла курс на построение своей, национальной модели светского государства, наиболее близкой к классическому типу.

В Республике Казахстан за годы независимости сформировалась национальная законодательная база регулирования государственно-конфессиональных отношений. Однако различные глобальные угрозы и вызовы национальной интеграции и безопасности, такие как современные процессы десекуляризации и деприватизации религии (возвращения религии из исключительно частной сферы в публичную), растущая роль публичной религии, противоречивые взаимоотношения между этнической, национальной и исламской идентичностью, распространение радикальной исламской идеологии, угроза международного терроризма и экстремизма, необходимость религиозного просвещения населения в целом и молодежи в частности, заставляют вносить определенные коррективы в государственную политику в сфере религии. Все эти общественно важные вопросы невозможно решать в одностороннем порядке, необходимы совместные усилия государственных органов и религиозных объединений, в нашем случае — институтов традиционных религий, являющихся важным компонентом национального духовного наследия и мощнейшим идеологическим ресурсом нациестроительства.

Н. Максименко,

директор КГУ «Школа-гимназия № 17»,

член городской информационной группы