Сегодня: 29.03.2024
Регистрация: в Министерстве информации и коммуникаций Республики Казахстан. Свидетельство №16307-Г от 18.01.2017 года (номер и дата первичной постановки на учет №869-Г от 16.09.1999 года)

Примером успешной работы в деле развития межэтнических связей и интеграции в многонациональную культуру Казахстана являются чечено-ингушские этнокультурные объединения, которые были созданы во многих областях республики в середине девяностых годов прошлого века. Главной целью этих структур стало возрождение и сохранение традиций, обычаев, языка и укрепление национального самосознания.

Филиал чечено-ингушского этнокультурного объединения Карагандинской области “Вайнах” есть и в Сарани. Его члены принимают активное участие в общественной  жизни города, оказывают спонсорскую помощь школе и нуждающимся семьям, и, что самое главное,  не утратили при этом  своей самобытности и национальной общинной сплоченности.

Все это явилось поводом для разговора с руководителем чечено-ингушского этнокультурного объединения “Вайнах” Султаном Буцуговым.

В частности, выяснилось, что чеченцев и ингушей в городе меньше пятисот человек, тем не менее, они на виду, и заявляют о себе своими делами и достижениями.  

- Нам, действительно, есть чем гордиться, - говорит Буцугов, - вся молодежь трудоустроена, люди старшего поколения занимаются скотоводством и сельским хозяйством, среди них много почетных ветеранов,  трудившихся на угольных и других промышленных предприятиях области. Это Лечи Васиханов, Абубакар Хамхоев, Абубакар Кубаев, Ваха Булатмурзаев, династия Бакашевых и Атабаевых. В настоящее время на шахтах работают Вахарсалт Атабаев, Алихан Буцугов, Руслан Устарханов,  Бимарз Арсаев и другие. 

Рассказывая о трудовых достижениях своих единородцев, Султан отметил, что в быту они дружный и сплоченный народ, живущий словно одна большая семья. Откликаются по первому же зову, если надо кому-то помочь,  их легко организовать  на любое мероприятие, проходящее в городе.

- Дисциплинированы, что есть, то есть, никого не приходится долго упрашивать, - говорит он, - нужно выступить – пожалуйста, накрыть столы – опять вмиг все готово. Наши спортивные и концертные программы очень зрелищные и насыщенные, а столы – изобильные.

И тут же просит отметить Суадет Арсаеву и семью Кураевых.

- Они великолепно готовят и по большей части накрывают к праздникам столы,  - говорит он. - На дастархане чеченские галушки жижиг галнаш, наши традиционные тонкие лепешки с творогом – чепалгаш  и лепешки с тыквой – хингалш. Дети с упоением танцуют лезгинку, мальчишки занимаются спортом, в общем, все мы ведем активную жизнь.

Коснулась  речь  и трагических страниц истории в биографии каждого из них. Напомним, 76 лет назад чеченцы и ингуши были репрессированы и сосланы в Казахстан. Наполовину уничтоженному народу, несмотря на голод и холод, удалось выжить и сохранить свое историко-культурное наследие, имя, самобытность.  

Среди переселенцев оказались и родители Султана.

- Их семьи поначалу оказались в Костанайской области, - рассказывает он. - Именно там они познакомились и поженились. А затем, как гласит семейное предание, мой дед собрал своих семерых сыновей и сказал, что надо ехать в Караганду, потому что там открывается много новых шахт, есть работа, а значит, есть возможность прокормить себя и детей. По приезде мама, отец, а также их родственники устроились на обогатительную фабрику (позже ОФ «Саранская»), и осели в поселке Дубовка близ Сарани.

Потом были две крупных волны переселений, когда многие вернулись на родину. В 1995 году некоторые из них, спасаясь от войны, вновь вернулись в Казахстан в поисках убежища. Вовлеченными во все эти перемещения оказались и Буцуговы, но, конечно, далеко не все.

- Лично я никуда не собирался и не собираюсь уезжать, - говорит Султан, - здесь похоронены мои родители, десь работа, дом, семья, друзья. Конечно, часто бываю в гостях на своей исторической земле, после армии даже какое-то время пожил в Чечне, но все время тянуло обратно, в Казахстан, который стал моей родиной. Мне здесь комфортно, и моим детям тоже, горжусь, что мой сын привнес в копилку спортивных достижений республике немало медалей и кубков.

- Насколько могу судить по своему опыту, чеченцев всегда отличало чувство солидарности и симпатии именно к своим соплеменникам. Селились они кучно и держались несколько обособленно, с присущей для них групповой взаимовыручкой.

- Какие, на Ваш взгляд, черты отличают этот этнос от других? И какими чертами характера Вы обязаны родителям, что они старались вложить в Вас?

- Да, как и все родители учили добру и справедливости, - говорит Султан. - «Относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы они к тебе относились», - часто повторяли они мне эту истину. Ну что еще могу сказать? – В строгости держали: не пить, не курить, не сквернословить – эти нормы были непререкаемыми. Конечно, мы, случалось, и набедокурить могли. Тогда мама сажала меня рядом с собой и говорила: сынок, запомни, если ты поведешь себя некрасиво, пятно ляжет на всю нашу нацию. Ведь люди не будут выяснять, Султан это сделал или Арслан, люди будут говорить: чеченец виноват, и запомнят это надолго. Не подводи нас.

Из других черт, присущих нации, Буцугов выделил почитание старших, добрососедство, уважение к религии и национальной нравственности.

- Религия у нас с ее основными канонами по-прежнему на первом месте, - говорит он, - и это большой плюс, потому что это сплачивает и помогает сохранять нравственную чистоту.

По словам Султана, строго придерживаются в диаспоре и своих старых обычаев и обрядов.

- К примеру, девушка не может пойти на свидание к парню одна, без спутниц, ее обязательно должна сопровождать родственница или подруга, – рассказывает мужчина. - То же самое и у парней. Если чувства между влюбленными сильны и девушка хочет засвидетельствовать свое расположение к парню, она дарит ему свое колечко или сережку – не обязательно, чтобы драгоценные, главное, чтобы это была ее любимая вещь, и когда сваты приходят в дом невесты, они демонстрируют этот подарок ее родным в знак того, что девушка выходит замуж по доброй воле и согласию.

Отмечает, что в силе меж них и Совет старейшин.

- Такие люди отвечают за духовно-нравственное воспитание ,  читают Коран, разъясняют, чем отличается истинная религия от многочисленных религиозных течений и сект, предостерегают от экстремистских настроений. Главные наши наставники в этих вопросах - Ваха Арсаев и Абубакар  Орцханов.

Председатель объединения также подчеркнул, что в целях сохранения языка, дома, в семьях они стараются разговаривать на своем языке, обычаи и традиции, как было уже сказано, чтут с особым пиететом, бережно хранят память о свое историческом прошлом. А по большому счету, со всей своей самобытностью они такие же граждане Казахстана, как и любой другой житель республики, и точно также держат Оразу, отмечают Курбан Байрам и все государственные праздники, а также участвуют во всех городских акциях и субботниках. 

В последнее время члены объединения с особым рвением и заботой ухаживают за памятным  знаком, установленном недалеко от поселка Малая Сарань  в честь Первого Президента Чеченской Республики, Героя России Ахмата Хаджи Кадырова, который здесь  родился.

- Каждый год мы подрезаем деревья, подкрашиваем скамейки, убираем прилегающую территорию. – говорит Султан. – Для нас это почетная обязанность. На  плите высечены имя, место рождения героя и его изречение: «Любить народ - бояться Бога».

Этот памятник, как отметил Буцугов, лепта в  укрепление гражданского мира и общественной стабильности, пропаганда казахстанской модели межэтнического и межнационального согласия. 

- Недавно в Сарани открылся танцевальный кружок «Вайнах», - продолжает перечислять хорошие новости председатель объединения, - в городе много сильных спортсменов, уже успевших прославиться не только в республике, но и за рубежом. Ибрагим и Ильяс Магомадовы, Байсангур и Адлан Умаровы, мой сын Саид – все они борцы, у всех за плечами много значительных побед, в том числе на международных соревнованиях.

К большим и приятным событиям руководитель этнокультурного центра отнес также вручение сертификата медали Исламу Батажеву «Золотой доктор» .

Ислам, кстати, сын Абубакара Орцханова, о котором я уже говорил, - добавляет он. – И это обстоятельство, думаю, лучше всего доказывает, что и преемственность семейных ценностей, и дух национального самосознания в нас сильны, и помогают адаптироваться в обществе, и приносить ему пользу.

 

Татьяна ЛЕБЕДЕВА

Фото предоставлено

председателем

ЧИЭКО Сарани

С. Буцуговым       

  

>