Сегодня: 29.03.2024
Регистрация: в Министерстве информации и коммуникаций Республики Казахстан. Свидетельство №16307-Г от 18.01.2017 года (номер и дата первичной постановки на учет №869-Г от 16.09.1999 года)

На сегодняшний день одной из серьёзных проблем, с которой часто сталкиваются родители школьников, является плохая техника чтения. Медленное и неуверенное прочтение текстовой информации приводит к тому, что на выполнение заданий тратится  больше времени, значит, снижаются  общие  показатели  успеваемости,  а главное теряется интерес к чтению. О том, как научить ребенка быстро читать и усваивать необходимый объем информации мы беседуем с библиотекарем  детского отдела библиотеки семейного чтения №2 Людмилой КЛЮЕВОЙ:

- Людмила Александровна, как сделать так, чтобы навык ребёнка быстро читать не превратился в механическое, неосмысленное повторение слов?

- Да, это очень актуальный вопрос.  Ведь текст, особенно произведения художественной литературы, нужно не просто  прочесть, а  понять и прочувствовать. И только в этом случае можно говорить о полноценном процессе чтения.

Прежде всего, важно понимать, что раньше 10-14 лет обучать ребенка скорочтению не следует. Ведь ученики 1-4 класса лучше запоминают информацию, которая передается со скоростью разговорной речи. Но некоторые упражнения, которые используются в процессе обучения скорочтению, будут полезны и для первоклассников.

 - Какие упражнения Вы можете посоветовать для увеличения техники чтения, прежде всего детей 8 – 10 лет?

- Я могу предложить несколько таких действенных и эффективных упражнений, которые родители могуть выполнять вместе с детьми. Главное – это регулярность и ежедневное выполнение. Тогда можно добиться ожидаемого результата. Итак, первое упражнение – это «Слова-половинки».  Ребенок должен отгадать слово по отдельному его фрагменту. Напишите 5-10 слов крупными буквами на отдельных листах бумаги. Разрежьте карточки со словами в произвольном порядке и перемешайте их. Предложите ребенку сложить из этих половинок правильные слова.

Второе упражнение – «На буксире». Выберите страницу связного текста из любой книги. Отметьте начало текста. Начните читать про себя, при этом пальцем отмечайте строчки, которые вы читаете. Ребенок должен читать вслух, следя за вашим пальцем. Так, волей-неволей, он будет вынужден подстроиться под скорость «буксира», то есть читающего взрослого.

Еще одно упражнение, которое я могу предложить – это «Прыжок-остановка».  С помощью этого упражнения ребенок учится ориентироваться в тексте. Ребенок сидит, положив руки на колени.  Взрослый командует: «Прыжок», и ребенок начинает читать текст. По команде «Стоп, остановка!» ребенок должен оторваться от книги, закрыть глаза. Через несколько секунд, когда вновь раздается команда «Прыжок!», ребенок должен открыть глаза и найти в книге место, на котором он остановился.

- Людмила Александровна, какие еще есть проблемы, на которые стоит обратить внимание родителям, при освоении навыка скорочтения?

 - Чтобы освоить навыки скорочтения, рекомендуется бороться с так называемым неосознанным проговариванием. Здесь пригодится следующее упражнение: ребенок, как обычно, читает вслух, и, когда взрослый подает команду: «Губы!», прикладывает к губам указательный палец левой руки. После чего он переходит в режим чтения про себя, затем по команде взрослого: «Вслух!» ребенок убирает палец с губ и читает уже вслух.

Также 8-10-летнему ребенку можно предложить «расколдовать» предложения, в которых слова написаны в произвольном порядке, отчего теряется их смысл, например: «Каши Кате манной нашей дали». Школьник должен расставить слова в правильном порядке.

- Что Вы можете посоветовать для развития зрительной памяти?

- Для развития этого важного и необходимого навыка можно  предложить школьнику расставить в словах буквы. Напечатайте отрывок текста, пропустив в словах гласные. Предложите ребенку заполнить пропуски, отведя на это определенный промежуток времени – не более 5 минут на 2-3 предложения. Позже можно будет пропускать согласные, слоги и любые буквосочетания.  Это научит ребенка анализировать состав слова, соотносить первые и последние буквы слова.

Кроме этого, можно предложить школьнику стать учителем. Взрослый, зачитывая отрывок, намеренно ошибается в произношении одного или нескольких слов. Задача «учителя» - прервать чтение взрослого и исправить ошибки, произнеся слово правильно.

Интересным будет и написание зрительного диктанта. Напечатайте текст, в котором не больше шести предложений. Накройте текст листом плотной бумаги, а затем откройте первое предложение и дайте ребенку 8 секунд, чтобы его прочитать и запомнить. Закройте текст и предложите школьнику написать предложение по памяти. Так же поступают и с остальными предложениями. Главное: текст надо повторить слово в слово!

- Я думаю, многие родители интересуются темой скорочтения. Какую литературу можно прочесть по данному направлению?

- В первую очередь внимание следует обратить на самые популярные книги по скорочтению, которые предназначены для обучения ребенка дома и включают в себя эффективные авторские методики, упражнения, инструкции и тренинги. Это настоящие методические пособия, которые следует всегда иметь под рукой. Это такие книги как: Абдулова Г. “Скорочтение для детей. Как читать быстрее и понимать больше”;

Ахмадуллин, Ш.Т. “Скорочтение для детей”.

Ахмадуллин, Ш.Т. “Обучение детей скорочтению. Полная система обучения в домашних условиях. Комплекс учебных программ”.

Конечно, родители  сами должны принять решение, стоит ли обучать ребенка скорочтению. Главное – не начинать слишком рано, не ставить заоблачных целей и непосильных задач, чтобы окончательно не отбить у ребенка охоту к книге. А пока посоветуйте своему ребенку читать вдумчиво, перечитывать некоторые строки по несколько раз. Пусть наслаждается речевыми оборотами, смакуя каждое слово. Не торопите время! Дайте своим детям возможность совершить путешествие по огромному и увлекательному миру литературы!

- Спасибо за интересную беседу и хорошие рекомендации!

Беседовала Надежда ЦХАЙ