Сегодня: 29.03.2024
Регистрация: в Министерстве информации и коммуникаций Республики Казахстан. Свидетельство №16307-Г от 18.01.2017 года (номер и дата первичной постановки на учет №869-Г от 16.09.1999 года)

Сотрудники детско-молодежного центра «Дом дружбы» города Сарани готовят ко Дню победы  выставку уникальных экспонатов времен Великой отечественной войны. Все представленные на ней  предметы были найдены на месте проведения работ по поиску не захороненных останков бойцов  Красной армии, погибших  в боях у деревни Крутики (Плещевицы) Валдайского района Новгородской области (ранее Ленинградской области) в период с сентября 1941 по февраль 1943 года.

Как сказано в аннотации, ценой своей жизни бойцы 11-ой и 34-ой армий Северо-Западного фронта остановили врага на подступах к Валдайской возвышенности, тем самым не дав его основным силам соединиться с Тихвинской группировкой и блокировать Ленинград вторым кольцом окружения.

В дальнейшем части Северо-Западного фронта окружили врага в районе Демянска. В Демянский «котел» попали шесть дивизий 16-ой армии гитлеровцев, в  том числе моторизованная дивизия СС «Тотенкопф» - «Мертвая голова». Потери с обеих сторон были колоссальные.

Директор ДМЦ «Дом Дружбы» Ольга Свиргун бережно раскладывает экспонаты.

 - Уникальные вещи, это просто клад, которому нет цены, - говорит она. - Я испытываю неподдельный трепет, трогая любую из них – некоторые держали в руках наши героические солдаты, на других остатки их крови и пота – ничего этого, конечно, не видно, осколки снарядов, корпуса гранат, патроны пролежали в земле более семидесяти лет, проржавели и покрылись патиной, однако и сегодня они выглядят впечатляюще, и дают представление о том, какую опасность и убойную сила несла в себе каждая из этих металлических болванок.

В будущей коллекции двадцать четыре экспоната. Кроме корпусов мин, бомб и снарядов различных калибров здесь есть две каски, одна из которых пробита пулей, саперные лопатки, топор, алюминиевая ложка и эмалированная кружка, пенал для ружейных принадлежностей, патронный диск, ружейная масленка. Есть и весьма необычные вещи.

- Вот, смотрите, фляжка для питьевой воды, - Ольга Николаевна показывает прозрачный зеленый сосуд из толстого стекла. - Впервые вижу такую, думала, они были исключительно металлическими, но, оказывается, до войны и в ее начале из-за дефицита алюминия в Советской армии использовались именно такие стеклянные фляжки, которые изготавливали из прочного стекла.

Неожиданной можно назвать и следующую находку. Это парфюмерные пузырьки. Один пустой, а во втором сохранились остатки неиспользованного одеколона. Со временем жидкость в нем кристаллизовалась, и ее компоненты превратились в белые хлопья.

- Как следует из пояснительной записки, одеколон служил для гигиенических процедур после бритья, использовался в основном офицерским составом, - говорит она. - Обнаружены в блиндаже.

Директор рассказывает,  что уже договорилась с предпринимателем из Сарани об изготовлении  шкафчиков со специальными ящиками со стеклянным верхом, в которых будут размещены все эти драгоценные экспонаты.

- Если бы не ситуация с вирусом, мы бы их уже получили, и соответствующим образом  оформили, - говорит она. - Но поскольку нынешняя обстановка внесла свои коррективы, мы откроем свою  страничку на сайте Отдела образования и разместим на ней фотографии с описание всех попавших к нам вещей, музей можно будет посетить виртуально, а также будут организованы онлайн экскурсии по нему.

Ольга Свиргун добавляет, что не ожидала получить подобные сокровища, хотя мысль о создании мемориальной экспозиции у нее давно сидела в голове.

- Несколько лет назад мы посещали в Майкудуке школы № 13 и № 35, - говорит она. - В одной из них есть прекрасный выставочный зал с фотографиями, письмами, документами времен Великой Отечественной войны, на территории другой установлен памятник погибшим на фронте выпускникам – скромный, выбеленный  монумент в виде фигуры солдата с высеченными на его подножии фамилиями тех, кто после школы взял в руки оружие и пошел защищать родину.

Этот памятник, со слов Ольги Николаевны, поразил ее до глубины души.

- Вроде бы ничего особенного, и никакой художественной ценности он, наверняка не представляет, но его духовную нагрузку трудно переоценить. Не пафос ведь главное, а память, чтобы дети  знали и берегли историю, и имели представление о том, кто учился здесь до них, - говорит она. - И вот теперь  нечто подобное есть и у нас. Одно дело слышать и читать о подвигах в книгах, и совсем другое, провести рукой по шершавому боку проржавевшей смертоносной  «болванке», оставляющей после себя  разорванные в клочья человеческие тела. Просто ком в горле. 

Найденные на месте кровопролитных боев предметы передал в музей  один из участников поискового отряда «Память» Александр Пимохов. Мужчина рассказал, что на Северо-Западном фронте пал смертью храбрых и его дед Алексей Иванович Петраков, пехотинец 317 стрелкового полка.

- В похоронке, которую моя бабушка получила в 1942 году было сказано, что рядовой Петраков погиб в бою и похоронен в братской могиле в восьмистах метрах от деревни, - говорит мужчина.  В восьмидесятых годах прошлого века она съездила туда поклониться его праху. На памятной доске кроме деда значится еще сорок человек. Это те, кого после боя нашли, опознали и предали земле. А сколько бойцов   остались в присыпанных блиндажах и окопах, скольких некому было подбирать и хоронить, сколько числятся без вести пропавшими?

В 2017 году на месте гибели деда решил побывать и сам Александр.

- Деревни Крутики давно нет в помине, ближайший населенный пункт, в котором живут люди - Большое Замошье, в километре от которого  находится обширная заболоченная местность, где были  дислоцированы некоторые части наших войск, - рассказывает он. - Встретил меня местный житель и местная знаменитость Станислав Старченко, который пишет и исполняет песни про войну, и собирает  сведения о сложивших здесь свои головы солдатах.

Именно этот человек стал для Александра и гидом, и, если можно так сказать, крестным отцом - благодаря ему наш земляк не только познакомился с участниками поискового отряда «Память», но и вошел в его состав и начал по мере возможности вместе с ними ездить в экспедиции на раскопки.

- В год у нас два сезона - ранней весной, когда трава еще не взошла и осенью, когда уже пожухла, чтобы можно разглядеть неровности, ложбинки, - объясняет он. - Если замечаешь, где земля проосела, как на старой могилке, значит, там есть пустоты. Берешь щуп, осторожно проверяешь, что там, под почвой: металл, кости - они характерно двигаются под щупом, или просто провал? Лично я таким образом обнаружил останки шести человек.

Александр делает небольшой экскурс в историю, рассказывая о том, что ему удалось узнать о тех ожесточенных сражениях.

- Там огромная площадь для поисков, территория, где шли бои, заболочена, на ней растет лес. Больше полутора лет немцы  удерживали здесь свои укрепления, а потом сами угодили в «котел», но даже в окружении  смогли пробить коридор, соединяющий их с Демянском, и успешно отражали многочисленные атаки, в которых погибло очень много советских бойцов.  .

Александр старается наглядно обрисовать план дислокации наших и немецких частей, чтобы лучше представить поле боя, на котором ему довелось побывать.

- Вот представьте, удалось откопать немецкий окоп, перед ним вал с несколькими рядами колючей проволокой, и на этой проволоке лежат наши солдаты. Как шли в атаку, так и повисали на ней, сраженные пулями и осколками, - рассказывает он. - В нескольких километрах от этого места большое поле, на котором, видимо, перед очередной атакой закрепились наши.  Не окопы рыли, а копали ячейки на одного-двух человек. Одну такую мне пришлось вскрывать. В ней оказались два бойца, у одного из которых с правой стороны ступня оторвана, у другого разворочена левая сторона, видно, снаряд попал как раз между ними. Страшная  картина, словно сам побывал в том бою. 

По словам Александра еще в одной ячейке  он нашел тело бойца, с зажатым в руке патроном.

- И ружье при нем, видать, солдата поразил осколок, когда он его перезаряжал, - говорит  следопыт. - Работы по обнаружению, идентификации и перезахоронению бойцов  непочатый край. Если посмотреть по карте, фронт был очень большой.

Пимохов рассказал, что наиболее  результативным для поисковой экспедиции стал прошлый год.

- Удалось найти тридцать человек, причем пятеро из них были с медальонами, что является редкостью и большой удачей – в таких случаях прах и личные вещи передаются родственникам погибшего солдата. Остальных идентифицировать не удалось. Их останки будут перезахоронены с указанием места их обнаружения. 

Помимо человеческих останков леса, поля и болота на месте былых боев буквально нашпигованы всевозможного вида оружием и снарядами. Многие боеприпасы пролежали в земле  неразорвавшимися по сию пору. 

- В одной из экспедиций наткнулись на целый склад тротила, - рассказывает мужчина, - в другой штабелями лежали мины, гранат очень много целеньких находим, с запалом.  В этих случаях делаем оцепление: ставим палочки, протягиваем между ними веревку с сигнальными лоскутками  и сообщаем об опасной находке местным властям, и те  уже связываются с саперами, которые приезжают и утилизируют эти страшные «подарки» войны.

Александр с сожалением констатирует, что ни один из шести бойцов, останки которых он сумел разыскать, не был идентифицирован, и все они остались безымянными. А ведь так хочется вернуть из забвения каждого из сложивших здесь свои головы. 

- У солдат было поверье: брать с собой в бой медальон - плохая примета, считай, не вернешься, - говорит Александр, - После 1942 года их отменили, вместо них завели книжки. Мы тоже находили такие листочки, но они были до того истлевшими, что прочитать что-либо не было возможности. Сейчас в России существуют лаборатории, которые занимаются расшифровкой сильно поврежденных документов. Вскрывать гильзы с листочками нужно без доступа воздуха, иначе бумага рассыпается от ветхости при малейшем притоке свежей струи кислорода. 

- Какая из найденных вами вещей запала в душу?

- Ложка, на которой было аккуратно нацарапано: «Кушай Саша кашу с удовольствием», - говорит Александр. – Увы, как фамилия этого Саши, так и осталось загадкой. Обидно до слез, ведь наверняка  у этого неведомого солдата есть потомки, которые мечтают получить о нем хоть какие-нибудь сведения,  и для которых ложка с надписью стала бы самой дорогой реликвией. Очень хотелось бы передать им ее. И вообще восстановить судьбу каждого и каждому поставить памятник.

Татьяна ЛЕБЕДЕВА

Фото автора